Князь Владимир — выбор веры

В "Повести временных лет" есть рассказ о выборе веры, где говориться, что из хазарии пришли послы с иудейской верой, из Волжской Булгарии с мусульманской и Владимир их благосклонно выслушивал и всех одаривал. Но потом склонился к христианской. Почему?

Князь Владимир выбор веры Руси
Князь Владимир креститель Руси.

Князь Владимир. Выбор веры.

Что писали наши соседи про веру руссов.

Первые известия о крещении руссов относятся к 6375 / 867 году. Митрополит Фотий в послании восточным патриархам сообщает о том, что народ россов, превзошедший все народы своей жестокостью, обратился к Богу и принял крещение. Аналогично пишет и византийская хроника продолжателя Феофана, что действительно, руссы после похода на Константинополь 18 июля 6368 / 860 г. обратились в христианство. Правда тут неясно какие руссы, где и что... Никакой конкретики.

Более того, в жизнеописании императора Василия первого (предположительно было составлено в середине 10-го века) мы узнаем что около 6382 / 874 года на Русь был отправлен архиепископ который агитировал руссов принять христианство и сотворил чудо с неопалимым евангелием. Мол, это чудо подвигло всех руссов к крещению.

Интересно что в византийской и в западноевропейской письменной традиции события 6496 / 988 года прошли незамеченными.

Ал — Марвази пишет о том, что Русь в начале 10-го века приняла ислам. Мол, Руссы приняли христианство около 912-го года, но это христианство не давало им вести привычный образ жизни, т. е. грабить и жить за счёт военной добычи. Они, мол, очень тяготились и отправили к хорезм-шаху посольство из 4-х человек. Отправил это посольство русский правитель именуемый в источнике Булдомиром. Хорезм-шах направил на Русь имама и все руссы обратились в ислам. После этого они одерживали замечательные победы над всеми соседними народами. На этом рассказ и заканчивается. Известие конечно легендарное, но оно есть.

Это известие в принципе пересекается с летописным известием о том, что Владимир отправил посольство (правда из 10-ти мужей и в Волжскую Булгарию), но с той же целью.

Но с другой стороны, мы должны признать, что в это время связи руси с Византией были куда как более обширны, нежели с арабами.

Всё та же княгиня Ольга. Наш летописец, да и император византийский пишут о принятии ей христианства в Константинополе. Хотя не исключено, что она это сделала в Киеве.
Опять же про брата князя Владимира — Ярополка известно, что он принимал посланников от христиан (причем христиан западного толка, тех самых «немцев») и даже возможно, что сам он был христианином.

Любопытно, что в договорах Руси с Византией указывалось, как клялись представители Руси. В договоре 911-года они все клялись по языческому обряду, а в договоре 944-го года часть русских представителей вообще клянется по христианскому обряду, то есть уже были христианами, а часть остающихся язычниками клянется с такими формулировками, что они признают одного только бога...

Таким образом, мы имеем целый ряд свидетельств, говорящих о принятии христианства руссами уже в конце 9-го века. Поэтому, к 6496 / 988 году адептов этой веры на Руси было немало.

Что мы ещё знаем о принятии христианства. Наши летописи и иностранные источники.

Летописная история крещения конечно красивая, поучительная и популярная, но фактически по всей видимости неверна... Мы уже упоминали, и о «Повести временных лет» и о самих летописцах, что полностью верить всему излагаемому нельзя.

Кратко напомню почему:

  • «Повесть временных лет» была написана в начале 12-го века, те летописи, которые ей предшествовали были написаны раньше, но все равно это середина — вторая половина 11-го века. То есть спустя почти 100 лет после рассматриваемых нами событий.
  • Летописцы излагали своё видение произошедшего уже зная то, что произошло позже.
  • Сами летописцы уже христиане и монахи. Само — собой они не будут восхвалять чуждую им религию.
  • К тому времени многие факты уже или стерлись из памяти или были переосмыслены.
    Сам летописец говорит о том, что в его время существовали различные мнения о том, где крестился Владимир.

Если мы возьмем более близкие к событиям источники и прежде всего иностранные, то картинка будет несколько иной.

На самом деле Владимир крестился не в 6496 / 988 году, а в 6495 / 987-м. Эта дата хорошо восстанавливается на основе сообщений византийских хронистов. Главный источник здесь это хроника Яхи Антиохийского. Он был христианином, сирийцем. Он писал в начале 11-го века, описывал византийские события и что происходило в средиземноморском и черноморском регионах. Из его хроник следует, что Владимир крестился в 6495 / 987м году и этому предшествовала вполне понятная политическая интрига.

Причина принятия христианства князем Владимиром.

Два византийских императора (братья — соправители Василий и Константин) запросили у князя руссов Владимира военной помощи согласно договору с его отцом Святославом, заключенного в 6479 / 971-м году. Владимир на помощь согласился, но ответным условием выставил свою женитьбу на их сестре — порфирородной Анне.

Порфирородной — значит рожденной, когда отец был императором. Не до императорства, не после, а именно во время! Этот факт играл значительную роль в те времена.

Братья согласились, но потребовали, чтоб Владимир крестился. Ведь Анна была христианкой и не могла выйти за язычника. Вот тогда Владимир видимо и крестился. Было это летом 6495 / 987-го года. Военную помощь Владимир братьям отправил. Русская помощь действительно императорам помогла, мятеж они подавили. Правда, как только у них все успокоилось, они забыли своё обещание, данное Владимиру.

Вспомним, что после первого облома с женитьбой Владимир развязал войну.
Так и тут. Очень обидевшись он пошел на Херсонес (Корсунь). Взяв город он посылает забывчивым братьям — императорам сообщение «Как я Корсунь взял, так я и Ваш град возьму, если не исполните условия договора, ведь я то свои условия выполнил! Войском помог, сам крестился». Братья струхнули и послали сестру к Владимиру.

Таким образом, если взятие Херсонеса датируется 6496 / 988-м или 6497 / 989-м годом, после этого Владимиру надо было вернуться в Киев. Раз сам князь, его супруга и его дружина (если не вся, то уж большинство её) уже крещёные, то следующим шагом было бы логично предположить крещение киевлян. Судя по всему, это произошло или в 6497 / 989-м, или в 6498 / 990-м году. Кроме того, закладку «Десятинной церкви» относят к 989-990 году, а этому должно было (по логике) предшествовать крещение народа.

Получается, что крещение князя было ему политически выгодно. Благодаря родственным связям с Византийской империей его «вес на международной арене» сильно увеличился. Пора было подумать о делах внутренних...

Наша «Повесть временных лет» о выборе веры князем Владимиром.

Коротко говоря, тут история такая. Послал князь Владимир десяток «мужей славных и умных» по окрестным землям разузнать про то, во что там люди верят. Те сходили в Волжскую Булгарию, к немцам и к грекам. Естественно, что по описанию летописца (ведь он то христианин!), более всего мужам понравилось у греков, в Византии.

А что если посмотреть на всю эту историю немножко под другим углом зрения?
Послы сходили сначала к мусульманам. А кто там у них главный? Имам. Ни князь, ни шах, а духовный лидер. Таких лидеров может быть ещё и много, а к княжеской власти они никакого отношения не имеют и князю не подчиняются. Годилась ли такая вера Владимиру в качестве государственной? Думаю, ответ понятен.
Следом послы посетили немцев. Это как раз те, кто позже станут католиками. Кто там у них за главного по религии? Правильно, папа! Папа самый главный, он даже короны раздаёт, власть по своему разумению назначает. Могло это устроить нашего князя? Конечно нет! Не для того он тут земли объединял и мечом махал чтоб потом папа ему что-то указывал.
Зато как хорошо всё получалось у греков! «Всякая власть от Бога»! Князь, царь, да как угодно называй, но он богоизбраный и никто ему кроме Бога не указ! Вот то, что и было нужно Владимиру! В глазах подданных он становиться не просто вооруженным бандитом, собирающим дань, а священной фигурой! Конечно, такую веру надо было внедрять в массы и побыстрее!

Сказано — сделано! После князя, возможно, крестилась сначала его дружина, ну а потом дошло дело и до киевлян. Насколько добровольным оно было мы уже никогда не узнаем. Тот же митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» (вторая четверть 11-го века) говорил о том, что шли все, тем же которым крещение было не любо шли под страхом. «Бе бо благоверие его было сопряжено с властью».

Но это была не точка в истории, это было начало длительного процесса христианизации, который растянулся на многие столетия. Мы видим, что спустя 80 лет происходит языческое восстание в Новгороде и на сторону новгородского епископа встает только князь Глеб и его дружина, а все остальные новгородцы «всташе за волхва».

Получается, что христианство принесло Владимиру не только политическую выгоду. Оно было нужно князю и для упрочения, а главное сакрализации своей власти. Благодаря этому важному историческому решению князь вошел в историю Руси как Святой Равноапостольный князь. Его деятельность приравнивается к деяниям апостолов!

Заметки в тему...

Хотелось бы отметить, что если сам летописец толком не знает где крестился князь Владимир, если в его годы ходили различные версии этого события, то было бы не лишним предположить, что поначалу крещение было не главным достижением в жизни князя. Народ, а следом и летописец, судя по всему, считал таким достижением другую его деятельность.

Народ к 12-му веку помнил, что князь Владимир создал несколько укреплённых заградительных линий по южным рубежам. Строил там крепости, те которые в былинах называют «заставами богатырскими». Причем, летопись говорит только о строительстве городов. Первый рубеж — крепости стоявшие по реке Суле. Следующий рубеж по Трубежу. Тогда у печенегов, которые терзали Русь, оставалось два пути. Либо они шли к Чернигову, и здесь их встречала третья линия по Десне. Либо они у Витячево переходили вброд Днепр (переходили на правую сторону Днепра) и шли к Киеву. Здесь по Стугне строилась ещё одна линия сооружений, причем достаточно мощных.
Западные источники говорят нам о том, что существовали не просто города — крепости. Они говорят о существовании валов. Своеобразные целые стены «величайшие и крепчайшие» как пишет Бруно Кверфуртский. Он побывал у Владимира в гостях в начале 11-го века, ходил с миссией к печенегам и оставил нам описание того что увидел.

Мы на самом деле на знаем даже титула Владимира. Как его называли современники? Князь Владимир? Но князей, особенно попозже, когда рюриковичи уже расплодились было навалом. Тот же митрополит Илларион в своем «Слове...» называет его каганом! А это титул тюркоязычный, который пришел к нам либо от кочевников, либо (и вероятнее всего) он пришел к нам из Хазарии, где такой титул имел правитель этой страны. Более того, уж поскольку он был женат на порфирородной принцессе, он имел право называться и царём! Мы знаем, что если не сам Владимир, то его сын Ярослав и некоторые из потомков в 11-12 веках в каких-то неофициальных ситуациях они могли именоваться царями.

Такое разнообразие титулов говорит о том, что ещё не существовало «официальной терминологии», титулатуры... Точно что мы можем сказать, так это то, что в глазах современников он был «единодержцем». Это отмечено в источниках. А вот наименования «князь», «великий», «равноапостольный» к нему прилипнут гораздо позже. Равноапостольным то он стал никак не ранее 13-го века. Что стояло при его жизни за такими титулами, как к этому относились современники, это всё, как говориться «вилами по воде писано».

Итоги правления князя Владимира:

  • Принятие христианства. Со всем тем, что за этим следовало. Изменение сознания, книжная культура, новый уровень общения с соседями, которые уже были христианами.
  • Серьезная административная реформа, связанная с изменением принципа управления землями. Посажение в города и волости своих сыновей, а не как это было при Игоре и Олеге, когда этими территориально — политическими общностями управляли местные князья.
  • Судя по былинам, это строительство каких-то дорог «прямоезжих».
  • Организация обороны южных границ Руси от вторжений печенегов.
  • Консолидация нарождающегося государства в едином центре — Киеве. Окончательное утверждение власти Киева над всеми восточно — славянскими племенами.

Правление князя Владимира стало неким рубежом в становлении русского государства. Можно даже сказать, что именно он заложил основы самодержавия. Мечом и строительством он доказал народу, что власть нужна, а христианизацией он сделал эту власть священной.

Нашу страну всё время пытаются отнести к какому — либо виду государственного устройства. Разброс мнений от демократии до авторитаризма и деспотии. Фигня всё это! У нас как бы власть не называлась — она всегда получается «самодержавием». :-)

Что же касается князя Владимира Красное солнышко, то это былинный, эпический персонаж. Исследователи полагают, что в нем слились два реальных человека. Герой этой статьи — Владимир Святославович и другой Владимир — Владимир Мономах, живший на сто лет позднее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.