Летопись. Что это?

Летопись и летописецЛетопись что это?

Давайте для начала определимся с понятиями которые мы будем использовать в этой статье: летопись, список и текст.

  • Летопись — сборник списков.
  • Список — сборник текстов.
  • Текст — это то, что непосредственно было написано летописцем.

Тексты копировались летописцами, в них вносились разные поправки, дополнения изменения и таким образом появлялись различные изводы и редакции.

Иначе говоря, различные тексты сшивались или скреплялись вместе. Эти, условно говоря, тетрадки объединялись по несколько штук в список, а собранные вместе списки уже и называются летописями.  Это не всегда так, но в основном верно.

Здесь обращаю Ваше внимание на один очень важный момент: исходный текст всегда старше и списка и летописи. Естественно, он старше и своей копии, дошедшей до нас в более поздних текстах. Поэтому не стоит удивляться тому, что в летописи какого-нибудь 14-го века есть текст 12-го. ЭТО НОРМАЛЬНО!

Соответственно, физически или материально, летопись это сборник пергаменов а позднее и бумаг ) на которых летописец записывал важную для него информацию.

В художественном плане летопись представляет собой произведение древнего автора или авторов ). Обычно летопись говорит о событиях, произошедших в предшествующую для летописца эпоху и событиях, коим был летописец свидетель или узнавал от современников.

Несомненно, что летописание на Руси появилось с приходом христианства.
Подавляющее большинство текстов, которые мы относим к летописям, были написаны христианскими монахами в различных монастырях на территории древней Руси.

На этом, собственно, и заканчивается то, что касается древнерусского летописания и не вызывает споров в научном мире. Дальше — сплошные споры, догадки и теории.

Основных вопросов два:

  1. Можно ли доверять летописцу в описании событий, о которых он упоминает? Иначе говоря, так ли было на самом деле?
  2. Зачем писались древние летописи? К кому обращался летописец и с какой целью?

Давайте разберемся с первым вопросом...

Можно ли доверять фактическому содержанию летописи?

Вся история изучения древнерусских летописей делиться на два больших периода:
1. До А.А. Шахматова
2. После А.А. Шахматова, или современный.

Алексей Александрович Шахматов 1864 — 1920 годы ) - российский и советский историк, лингвист и филолог. Переоценить его вклад в развитие и изучение истории России, поверьте, невозможно. Я не буду здесь перечислять его достижения, хочу лишь обратить Ваше внимание на один из многочисленных его выводов:

«Рукой летописца управлял, в большинстве случаев, не высокий идеал далекого от жизни и мирской суеты благочестивого отшельника, а политические страсти и мирские интересы».

Его последователь Михаил Дмитриевич Присёлков в «Истории русского летописания XI — XV вв. ». Написал:

«Монастырь — это своеобразная политическая канцелярия князя. Летописец выполняет политический заказ, в угоду которому он переставляет события местами, меняет даты, искажает народные предания.»

«Повесть временных лет» считается самым  старым из дошедших до нас летописных сводов сборников ). Самый ранний список, включивший в себя «Повесть временных лет» — Лаврентьевский, был создан в 1377г. 14-й век! )
Считается, что первая редакция до нас не дошла, а в Лаврентьевскую летопись вошла вторая редакция, созданная в 1116 12-й век! ) году игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром.
Авторство «Повести временных лет» приписывается ставшему летописцем монаху Киево —  Печерского монастыря летописцу Нестору, время создания 1110—1114 годы.

Если ещё учесть, что изначально в летописях отсутствовали ДАТЫ ( в летописи появляются лишь в 50-е годы 11-го века, и были проставлены неизвестно кем и на каком основании), то мы должны согласиться с выводом М.Д. Присёлкова, что «Повесть временных лет — источник недостоверный, его нельзя использовать для восстановления ранней истории древней Руси».

Учитывая сказанное, можно сделать вывод:

Доверять фактам и датам, указанным летописцами древней Руси НЕЛЬЗЯ! В более позднем летописании это делать надо очень осторожно и с оглядкой на другие, желательно независимые источники.

Остался открытым вопрос о назначении летописей.

Зачем и к кому обращались древнерусские летописцы?

Это вопрос в исторической науке остаётся открытым и до сих пор.

Недавно Игорь Николаевич Данилевский, опираясь на дошедшие до нас тексты летописей, высказал и очень убедительно обосновал предположение о том, что основной темой древнерусских летописей было ожидание конца света и Страшного Суда. Все остальные сюжеты и мотивы, изложенные в них лишь развивают и дополняют эту тему.  Спасти в «конце мира» богоизбранную Русскую землю, стать центром спасения нашего мира на Страшном Суде — вот что определяет структуру летописного повествования. Летопись — это не описание того, что и как произошло, летопись — это повесть, или если хотите, своеобразный отчёт о там как наши предки жили в этом мире, в чём грешили и в чём покаялись, что делали для того, чтоб спастись самим и спасти землю русскую. В таком рассказе не важен год, не важно даже само описание действия. Важна СУТЬ поступков! Древний летописец, привлекая огромное количество цитат из Библейских текстов рассказывает нам не о поступках, а о сути поступков его предшественников и современников. Рассказывает, исходя из своего мировоззрения, из своего понимания, как устроен этот мир и к чему идёт.

Такая вселенская цель написания летописей естественным образом предполагает многоплановость и глубину изложения. И это у него получилось! Посудите сами: летопись можно считать и за исторический роман и за доказательство прав на престолонаследие. Её можно читать и как нравственную проповедь и как собрание мифов.

В завершение необходимо подчеркнуть, что мы не знаем тех идей, тех духовных ценностей, которыми жил летописец и которыми руководствовался в своих трудах. Они для нас так и остаются во многом загадочны.

Мы ещё не раз будем говорить о летописях в российской истории, а на сегодня это всё.

Спасибо!
С уважением, Ваш Топик.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.