История России. Люди. Феодосий Печерский

История России Феодосий Печерский
История России преподобный Феодосий Печерский

Преподобный Феодосий Печерский был создателем традиций монашеской жизни древней Руси.

Об истоках монашества.

Надо отметить, что как институт монашество существует в той или иной форме во всех мировых конфессиях. Это необходимый их элемент.
Христианское монашество зарождается примерно в 4-м веке нашей эры.
Возникает монашество почти одновременно с тем периодом, когда христианство становиться мировой религией.
Это происходит во времена римского императора Константина Великого. Тогда христианство перестает быть гонимым и становится государственной религией римской империи.

Одновременно с превращением христиан из людей, которых преследуют, мучают и убивают, в людей принадлежащих к правящей группе лиц возникает и монашество.

Эти вещи взаимосвязаны. Ведь всегда есть большая разница между тем как быть сторонником взглядов, которые преследуются и за них можно пострадать, или быть сторонником взглядов приносящих успех, способствующих карьере, т. е. официальных взглядов.

Когда христианство стало господствующей религией, появилось много людей, которые стали христианами не по духу, не потому, что они действительно в это верили, просто это было выгодно. Позволяло делать карьеру. (Знакомая ситуация, не правда ли?)

Тогда люди, которые действительно горели христианскими идеями, почувствовали некое разочарование... Люди
страдали, погибали, а теперь это всё становится достоянием карьеристов. Внутри христианства возникает некая
оппозиция превращению христианства в господствующую религию. Для того, чтоб не произошло раскола внутри
церкви необходимо было дать какой-то выход этим страстям, этим настроениям.

Отцы церкви и зачинатели монашества ( Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов — основатели
теории монашества.) нашли гениальный выход. Этим выходом и стало монашество.

Что такое монашество?

Монашество — это возможность максимально прикоснуться, приблизится к образу жизни Христа. Спасителя.
Ведь человек, уходя в монахи, положив руку на Евангелие, даёт клятву в виде трёх обетов:

  • Нестяжание.
  • Послушание.
  • Целомудрие.

Иначе говоря монах:
отказывается от собственности,
отказывается от собственной воли, он послушен своему наставнику духовному (старцу, игумену),
отказывается иметь семью, он живет один.

Кстати, монах — с греческого «Один, одинокий».

Таким образом, наиболее рьяные приверженцы христианства получили возможность уйти из этого мира, уйти в
монастыри. Совершать монашеский подвиг.

Естественно, вместе с христианством приходит в Киевскую Русь и монашество. После крещения в 6496 (988) году. на Руси возникают монастыри.

Что такое монастырь?

Монастыри на Руси это не просто культовые организации. Они, своего рода, культурные центры. Монастырь это и учебный центр, и книгохранилище (библиотека) и лечебница одновременно. При этом, со второй половины 11-го
века , монастырь — это крупный землевладелец. Среди ранних монастырей важнейшую роль играл Киево —
Печерский монастырь.
Достаточно сказать что из епископов (высших иерархов) Руси второй половины 11-го века около половины были
воспитанниками Киево — Печерского монастыря.

Киево-Печерский монастырь был основан по сути двумя людьми: Феодосием Печерским и его наставником —
Антонием Печерским.
Как часто бывает, об Антонии Печерском мы почти ничего не знаем. Ни текстов, ни жития
не сохранилось. Он уроженец Любеча (под Киевом). Решив стать монахом он не находит в Руси «великого жития», монастыри слишком открыты миру и власти, и он едет в Византию. Там церковь тоже не та, богатеет, имеет прочные связи с внешним миром, и он едет на Афон.

Считается, что Антоний Печерский побывав на Афоне приносит в будущий Киово-Печерский монастырь святость в Афонском понятии, которая достигается усердной молитвой в келье. Отдельной молитвой. Отдельной от всего общества, одним человеком.

Его ученик Феодосий Печерский приносит в монастырь другого типа святость — общежительный устав. Устав,
когда все должны жить вместе, вместе молиться и вместе создавать «общежительную святость».

Три вида монашеской жизни.

  1. Человек мог пойти монахом в общежительный монастырь. Это монастырь — община. Всё общее еда, одежда. Строгая дисциплина, подчинение настоятелю. Всё идет по кругу общих забот. Своего рода муравейник, каждый делает часть общего дела под надзором старшего.
  2. Особное житие. Это когда в монастыре общим был только храм. Помолились и разошлись по кельям. А там уже кто как мог, кому чего позволяли его средства. Богатый в миру он и в монастыре оставался со слугами, хорошим питанием и прочими радостями мирской жизни. Бедный жил в какой-нибудь лачужке поплоше и подальше. Выходит, что молимся вместе, а живем каждый сам по себе.
  3. Отходное житие. Отшельничество. Это когда один монах, человек достигший определенного духовного совершенства, он уходит из общения. Вообще. Были разные формы отходного жития:
  • Молчальничество — монах давал обет молчания. Мог жить даже в общежительном монастыре.
  • Затворники. Заколачивали дверь в келье и не выходили. Им только пищу подавали через окошко. Так монах полностью отключался от мира и сосредотачивался на молитве.
  • Пустынничество, т. е. человек уходил в глухое место, пустошь, где никого не было, поселялся в хижине и начинал своё пустынножительство.

Антоний Пещерский начинал как отшельник в пещере, но весть о нем быстро распространилась по окрестностям,
возникает община и в ней однажды появляется Феодосий.

Деятельность Феодосия Печерского в Киево — Печерском монастыре.

Феодосий со своим талантом быстро становится организатором большой монастырской общины, в которой уже более ста человек. Однажды настает момент, когда Феодосий Печерский просит благословения у Антония на выход из пещеры, они там уже не помещаются просто! Им надо на поверхность, строить церковь, заводить хозяйство. Антоний Печерский благословляет это дело, но просит только его не трогать.

Феодосий Печерский становится основателем монастыря со всем его хозяйством. Будучи энергичным человеком, он руководит монастырем, ведёт общение с князьями, вмешивается в политические, религиозные вопросы. Трудится над укреплением престижа монашества в целом.
Он и принимает в этом монастыре общежительный устав.

Вместо отшельничества появляется общее житие.

Для выбора устава Феодосий отправил делегацию в Константинополь.Там был выбран наилучший, с точки зрения знающих это дело людей, устав. Это был Студийский устав, которым руководствовались в Студийском монастыре в Константинополе. Этот устав в виде копии привозят в Киев, и Феодосий вводит его в своем монастыре.

Феодосий Печерский таким образом стал основателем общего жития, так называемых общежительных монастырей на Руси. Считается, что это самая эффективная, самая реальная форма монашеской жизни.

Феодосий Печерский начал строительство в монастыре каменного храма. Успенский собор достоит до 20-го века, но не переживёт Великую Отечественную войну.

Из дат его жизни нам известна только одна: скончался Феодосий Печерский в 6582 (1074) году. Об этом нам
сообщает монах Киево-Печерского монастыря летописец Нестор в «Повести временных лет».

Дело Феодосия Печерского, которое он начал на Руси, продолжается и по сей день.

Спасибо.
С уважением, Ваш Топик.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.